Стажировочная площадка МБОУ "Курумканская СОШ №1"

Открытые уроки

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок китайского языка
[ Скачать с сервера (57.0 Kb) ] 29.11.2012, 08:55

Моя семья

Практические задачи: научить учащихся беседовать по теме «Знакомство» на уровне подготовленной диалогической речи (диалог этикетного характера), ознакомить учащихся с основами китайского языка (путунхуа, иероглиф, 4 тона, структура китайского предложения), ознакомить учащихся с новыми л.е. по теме «Семья», научить учащихся «рисовать» иероглифы «» и «» по правилам каллиграфии.

Образовательная задача: способствовать расширению социокультурного кругозора учащихся через диалог этикетного характера по теме «Знакомство», письмо по теме «Семья», каллиграфию.

Воспитательная задача: способствовать воспитанию в учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к китайскому языку, к культуре Китая.

Развивающая задача: способствовать формированию и развитию мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в изучении китайского языка.

Оснащение: доска, интерактивная доска, акварельные краски, кисточки и бумага.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие:

Учитель. Здравствуйте ребята! Меня зовут Баира Аюровна. Я учитель китайского и английского языков Агинской окружной гимназии-интернат, работаю в школе 1,5 года. Вы, наверно, удивлены моему приезду, ведь вы изучаете английский язык.

Дело в том, что из Китая вам пришло письмо от ученика 5-го класса. И чтобы прочитать это письмо вы должны познакомиться с китайским языком, и я вам в этом помогу. Общими усилиями и стараниями, я уверена, у нас все получится. (Учитель читает письмо, написанное на «пиньине»).

Текст письма:

Ni (3) hao (3). Wo (3) jiao (4) Xiaoyu (3, 3).
Wo (3) you (3) jia (1): mama (1), baba (4), yeye (2), nainai (3) he(2) wo(3).
wo ai jia.
Zaijian (4, 4). 

Учитель. Пока в этом письме вам непонятно о чем говорится. Прежде чем мы приступим к непосредственному переводу письма, нам нужно познакомиться с особенностями китайского языка.

Учитель. Раз у нас урок китайского языка, следовательно, мы должны поздороваться друг с другом на китайском языке. Ребята, а как на английском языке вы приветствуете учителя? Ученики произносят фразу «здравствуйте, учитель» по-английски. (В течение всего урока проводится связь и сравнение китайского и английского языков)

Учитель. Пожалуйста, посмотрите на доску, данная фраза переводится «учитель, здравствуйте».

Фраза: laoshi (3, 1) ni (3) hao (3). Сначала произнесу я, а вы послушаете (учитель произносит фразу по-китайски), сейчас произнесите за мной хором.

(Режим T-Cl-P1,P2…)

Молодцы! Сейчас все встаем и поздороваемся по-китайски. Сначала я вас поприветствую Xueshengmen (2), nimen (3) hao (3)! «Здравствуйте, ученики!». А вы мне скажите Laoshi (3, 1), ni (3) hao (3) «Здравствуйте, учитель!».

II. Основная часть.

1. Учитель. Ребята сейчас тему урока я называть не буду, к концу урока вы сами догадаетесь и выскажите свои предположения.

А сейчас посмотрите, пожалуйста, на интерактивную доску, прошу вас принять участие в показе презентации. Давайте больше узнаем о Китае и о китайском языке. (Презентация)

Презентация: 1 слайд. Поднебесная. Особенности китайского языка

Вопрос: может кто-нибудь знает, почему китайцы называют свое государство поднебесная?

Ответ: Китайцы считают, что их государство находится в центре земли и все императоры, что правили в государстве, являлись «сынами неба».

2 слайд. Сколько в КНР национальностей? Есть ли у каждой народности свой язык? Как он называется? А что такое путунхуа?

3 слайд. Структура китайского языка. 

  1. Главная особенность китайского языка – иероглифы.
  2. Также как и в другом языке есть алфавит.
  3. Грамматика.
  4. Тональность (4 тона).

Теперь немного поподробнее. Многие из вас видели иероглифы. Иероглиф в свою очередь состоит из ключей и черт. Что такой ключ, возьмем, к примеру, иероглиф «любить», посмотрите этот большой иероглиф, состоит из более маленьких иероглифов-ключей, которые имеют свое значение. Давайте распишем этот иероглиф.

У вас на столе лежат листы, расчерченные на квадраты, в каждом большом квадрате 4 маленьких, дело в том, что каждый иероглиф пишется в 4-х клетках.

Черты очень просты в написании примеры: горизонтальная, вертикальная.

Сегодня расскажем о том, какой смысл древние китайцы вложили в иероглиф «любовь» и как сказать на китайском языке «я тебя люблю».

 

Китайский иероглиф «любовь» произносится на китайском языке, как «ай» (ài).

 Иероглиф состоит из 4-х частей:

 

Крепко, как будто когтями, вцепляется в сердце и полностью окутывает его, похожее на дружбу – это и есть «ай» – «любовь».
Фраза «я тебя люблю» на китайском языке звучит так: «во ай ни» (wǒ ài nǐ) и дословно переводится «я люблю тебя».

5 слайд. Китайский алфавит. 

Китайский алфавит имеет латинскую основу. Конечно, в определенном языке он имеет свое чтение. Прочтите данный алфавит по-английски (1 ученик читает алфавит на английском языке).

Теперь прослушайте, как он звучит по-китайски, и обратите внимание на отличие в произношении букв (учитель произносит алфавит по-китайски).

Теперь давайте прочтем алфавит вместе с вами. Все ученики хором произносят алфавит по-китайски за учителем.

6 слайд Грамматика китайского языка. 

Схема простого китайского предложения:

П. (подлежащее) – С. (сказуемое) – Д. (дополнение).

Пример: У меня есть семья. Ребята, а как по-английски это будет звучать данное предложение (1 ученик произносит предложение по-английски).

Точно также в таком же порядке мы произносим предложение, только используя китайские буквы. Wo (3) you (3) jia (1).Учитель. Давайте все вместе произнесем предложение. Ученики хором произносят предложение за учителем.

7 слайд. Слова в китайском языке читаются по тонам. Всего их 4-ре. 

Каждый тон имеет свое чтение (произношение) и графический знак. Тон ставится только над гласным звуком, который больше слышно. Тона можно сравнить с ударением. Каждый знак показывает интонацию голоса. От перемены тона меняется значение слова.

Приведу пример тонов на одном слове ma.

1 тон произносится «высоко» (пример голосом) «ma (1)», интонация на высоте, отмечается горизонтальной палочкой.

2 тон произносится как «переспрос» (пример голосом) «ma (2)», интонация слегка поднимается вверх, отмечается откидной влево.

3 тон произносится как «вопрос» (пример голосом) «ma (3)», интонация глубокая, отмечается галочкой.

4 тон произносится как «приказ» (пример голосом) «ma (4)», интонация резкая, отмечается откидной вправо. Данные слова имеют разный перевод.

Примеры: учитель читает слова и переводит:

Ma (1) «мама».
Ma (2) «конопля».
Ma (3) «лошадь».
Ma (4) «ругать».

2. Учитель. Итак, мы с вами познакомились с особенностями китайского языка. Перейдем непосредственно к нашему письму из Китая от ученика 5-го класса. К этому письму еще прилагается фотография (на ватмане изображены: мама, папа, бабушка, дедушка и мальчик Сяо Юй).

Посмотрите, может, кто-то уже догадался, о чем идет речь в этом письме? Ответ: о семье.

Давайте поработаем с фотографией.

1. Учитель. В самом центре у нас расположен кто?

Правильно ученик 5-го класса. Зовут его ребята Xiaoyu (3, 3). Все вместе произносим Xiaoyu (3, 3). Ученики хором произносят слово за учителем.

В данном письме Сяо Юй будет говорить про себя «я». А по-английски как произносится слово «я»? 1 ученик произносит слово «я» по-английски.

Учитель. По-китайски слово «я» произносится – wo (3). Так же это слово переводится «у меня», «меня», «мои» (зависимости от контекста).

2. Учитель. Так же на фотографии изображены:

Мама. А по-английски как произносится слово «мама»? 1 ученик произносит слово «мама» по-английски.

Учитель. По-китайски слово «мама» произносится – mama (1). Ученики хором произносят слово за учителем.

Папа. А по-английски как произносится слово «папа»? 1 ученик произносит слово «папа» по-английски.

Учитель. По-китайски слово «папа» произносится – baba(4). Ученики хором произносят слово за учителем.

Дедушка. А по-английски как произносится слово «дедушка»? 1 ученик произносит слово «дедушка» по-английски.

Учитель. По-китайски слово «дедушка» произносится - yeye (2). Ученики хором произносят слово за учителем.

Бабушка. А по-английски как произносится слово «бабушка»? 1 ученик произносит слово «бабушка» по-английски.

Учитель. По-китайски слово «бабушка» произносится – nainai (3). Ученики хором произносят слово за учителем.

Учитель. В целом как можно назвать этих людей? Правильно «Семья». А по-английски как произносится слово «семья»? 1 ученик произносит слово «семья» по-английски.

Учитель. По-китайски слово «семья» произносится – jia (1). Ученики хором произносят слово за учителем.

Учитель. Ребята скажите, пожалуйста, как можно обозначить тему нашего урока? Правильно: «Семья».

3. Учитель. Посмотрите, сколько новых слов вы сегодня узнали, давайте еще раз хором произнесем все слова. Учитель и ученики произносят слова хором.

Xiaoyu (3, 3), wo (3), mama (1), baba (4), yeye (2), nainai (3), jia (1).

4. Учитель. Давайте вернемся к нашему письму. Ребята, а как обычно начинают письмо? Правильно сначала нужно поздороваться. Посмотрите в письме первая фраза ni (3) hao (3), «здравствуйте». Ученики хором произносят слово ni (3) hao (3).

Учитель. Давайте каждый поздоровается по-китайски со своим соседом по парте. Ученики по очереди друг с другом здороваются по-китайски, отрабатывая фразу.

6. Учитель. А какая может быть вторая фраза, если люди еще не знакомы? Правильно, нужно представиться, фраза «меня зовут», в данном случае «меня зовут Сяо Юй». Все вместе произносим предложение по-китайски Wo (3) jiao (4) XiaoYu (3, 3). Теперь каждый подставит свое имя и представится. Например: Wo (3) jiao (4) Баира Аюровна «Меня зовут Баира Аюровна». Давайте поздороваемся и представимся друг другу. У нас получился небольшой диалог. Ученики в парах по очереди проговаривают диалог по-китайски.

7. Учитель. Для того чтобы перевести следующее предложение нам нужно познакомиться со словом you (3) – «иметь, есть в наличии». Ученики хором за учителем произносят слово you (3).

Попробуем перевести предложение Wo (3) you (3) jia (1). Ученики самостоятельно переводят предложение.

Учитель. Правильно данное предложение переводится на русский язык следующим образом «У меня есть семья».

8. Учитель. Далее в тексте идет перечисление, кто есть в семье. Ученики хором за учителем произносят выше изученные слова: mama (1), baba (4), yeye (2), nainai (3) he (2) wo (3).Ученики самостоятельно переводят слова на русский язык: мама, папа, дедушка, бабушка и я.

Учитель. В данном предложение появилось новое слово, это слово he (2) союз «и». Ученики хором произносят слово he (2).

9. Учитель. Вот мы с вами и перевели письмо и, что же у нас получилось. Посмотрите на письмо и прочитайте. 1 ученик читает письмо по-русски.

Текст письма.
«Здравствуйте. Меня зовут СяоЮй. У меня есть семья: мама, папа, дедушка, бабушка и я. Я люблю семью. До свидания».

Конкурс каллиграфии

Учащимся предлагается нарисовать иероглиф jia, который переводится «семья».

Учитель: Китайский иероглиф «цзя» (jiā) означает «дом», «семья».

Варианты древнего начертания:

Этот иероглиф состоит из двух частей - верхней и нижней: крыша, дом, свинья

Если сложить эти две части вместе, то получится значение «свинья в доме».
В Древнем Китае свинью выделяли из остальных животных. В традиционном народном фольклоре северо-восточного Китая, свинью воспевают как очень смелое животное, даже смелее медведя и тигра. Есть старинная китайская пословица: когда идёшь охотиться на тигра, то нужно запастись большим мужеством, а когда идёшь охотиться на диких свиней, то приготовь гроб.

Со свиньёй в Китае также ассоциируется процветание и богатство, так как в Древнем Китае есть

свинину могли себе позволить только богатые люди.

Так как многодетность раньше в Китае считалась признаком счастливой семьи, то свинья, которая обычно рожает помногу поросят, стала также символом семейного счастья.

Таким образом, значение «свинья в доме» в переносном смысле означает «счастье, удача и процветание в доме», то есть это и есть «цзя».

III. Заключительная часть.

Учитель. Теперь давайте попрощаемся по-китайски. Все хором Laoshi (3, 1) zaijian (4, 4) «Учитель до свидания».

Категория: Мои файлы | Добавил: Gerelma
Просмотров: 2097 | Загрузок: 69 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 18.05.2024, 14:12
Приветствую Вас Гость

Категории раздела

Мои файлы [8]

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0